Общие сведения, инструменты для чеканки.
Металлопластика.Басма.Матирование поверхности металлического изделия.Технология чеканки. |
Чеканка — этот обширный раздел художественной обработки металла охватывает разнообразные изделия, различные по своему художественному принципу: от рельефных орнаментальных до горельефных и круглых фигурных композиций, от линейно-графических двухмерных решений, близких к гравировке, до объемно-скульптурных (трехмерных). Чеканная техника применима и для выполнения простейших операций (набивка фактуры), и для тончайшей лепки человеческих лиц и фигур. Художественная чеканка делится на два самостоятельных вида работ, имеющих различия в технологии: плоская чеканка и чеканка по литью, оброну. В первом случае из листовой заготовки средствами чеканки создают новое художественное произведение; во втором случае только выявляют и завершают художественную форму, ранее уже созданную скульптором и отлитую в металле (или вырезанную из металла техникой оброна).
Сущность процесса чеканки заключается в обработке материала посредством специального стержня — чекана, который ставится вертикально и по верхнему концу которого наносят удары молотком. В результате удара нижний, рабочий конец: (бой) оставляет отпечаток на материале. Постепенно перемещая чекан и каждый раз ударяя по нему молотком, материалу придают желаемую форму, как бы лепят ее.
Для успешного процесса чеканки необходимо, чтобы обрабатываемый материал обладал определенными пластичностью и вязкостью, способностью изменять форму под действием силы.
Материалом для чеканки из листа служит листовой металл различной толщины. Наиболее ходовыми считаются листы толщиной от 0,4 до 1 мм. Однако для крупных, монументальных произведений применяют и более толстые листы, например красную медь толщиной до 2 мм, а листовой алюминий — даже до 3 мм.
Основными инструментами для чеканки являются чеканы. Они представляют собой специально откованные стальные стержни длиной 120—170 мм восьмигранного (реже круглого) сечения, несколько утолщенные в своей средней части и утонченные к концам. Такая форма обеспечивает большую устойчивость чекана и отсутствие вибраций. Кроме того, она соответствует размерам и форме человеческой руки и удобна в работе.
При работе чекан держат в левой руке пальцами, опираясь на него безымянным пальцем (мизинец остается свободным). Локоть должен быть на весу, это обеспечивает подвижность и маневренность руки. Чекан держат не строго вертикально, а слегка наклоняют назад, чтобы его рабочая поверхность (бой) была косо приподнята и вследствие этого при ударе молотком постоянно двигалась вперед. В правой руке держат чеканный молоток, которым наносят ритмичные удары по чекану, продвигая его.
Для приобретения навыков чеканки нужна длительная тренировка. Необходимо, чтобы соответствующие сила и скорость ударов сочетались с достижением желаемого моделирования.
Можно выделить три этапа в освоении техники чеканки: расходка, создание рельефа и отделка (нанесение фактуры). Расходкой создают контурный рисунок на заготовке, который выполняется расходником. От гравирования расходка отличается тем, что ее углубленные линии гораздо нежнее, мягче, так как лри этом не получается стружек, а металл вдавливается вглубь.
При невысоких (низких) рельефах и изображениях достаточно бывает отмоделировать их только с лицевой стороны. Если выпуклость рельефа должна быть более четкой и высокой, можно поднять рельеф с задней стороны. Чаще контур намечают с передней стороны (расходка) и потом моделируют сзади, так как при таком методе формы будут очень четкие.
Благодаря отделке и нанесению фактуры на моделированном орнаменте или другом рельефе достигается законченность.
Рисунок 1. Чеканы: |
а — канфарник; б — расходник; в—д — лощатники; е — сапожок |
Различают несколько групп чеканов (рис. 1), имеющих различную форму боя в зависимости от их назначения. Канфарники — чеканы с заостренным концом в форме тупой иглы; для мелких работ — более острые, для крупных работ — тупые. Канфарники служат для перевода рисунка с бумаги на металл, а также для отделки фонов точками («канфарнение»). Расходники, или обводные чеканы — чеканы, при помощи которых на металле воспроизводят контур рисунка, обводя его по точкам канфарника в виде более или менее четкой сплошной линии. Широкие (толстые) расходники дают более мягкую линию, острые — наоборот, более сухую, четкую. Расходники бывают прямые — для проведения прямых линий и полукруглые с различным радиусом закругления — для обводки кривых линий.
Лощатники (от слова «лощить»)—наиболее обширная группа чеканов с более или менее плоским боем. Применяются для лощения — выравнивания плоскостей и ровных поверхностей. Лощатники бывают гладкими или шероховатыми; след от них на металле получается гладкий, как бы кованый, или матовый, шероховатый, мягкий.
Пурошники (пурочники) — чеканы с круглой, сферической головкой для выколотки (подъема) полукруглых форм при чеканке с изнанки или для получения ямочной фактуры при работе с лицевой стороны. Бобошники, или обжимные чеканы,— аналогичные чеканы, но с продолговатым, овальным, бобовидным боем.
Трубочки — чеканы, рабочие части которых имеют вогнутую, полушаровидную поверхность различных диаметров и глубины. На металле образуют выпуклый сферический отпечаток — как бы имитацию зерна.
Рисунчатые чеканы по форме напоминают лощатники, но дают отпечатки — решеточки, полосатость, ямчатость, штриховатость и т. п. Их употребляют для придания соответствующих фактур, обработки фонов и т. п.
Специальные чеканы применяют для узкоспециальных целей, например сапожок — для получения поднутрений на рельефе, или веревочка — его отпечаток создает иллюзию витого шнура.
На рабочей части фигурных чеканов, или пуансонов, граверной техникой выполнены фрагменты орнамента (завитки, листы, цветы, розетки) или буквы и цифры. Древнерусские чеканщики применяли также пуансоны с изображением рук, глаз и т. п., что значительно облегчало и ускоряло чеканку культовых изображений.
Сечки — остро заточенные чеканы, подобны зубилам с плоским и полукруглым лезвием; применяются для просекания фона при ажурных работах из листа.
Перечисленные группы чеканов различаются также по размеру и толщине. Так, для мелких ювелирных работ требуются чеканы, откованные из тонких стальных прутков сечением 3—4 мм. Для обычных (средних) работ применяют чеканы толщиной (в средней части) до 6—8 мм, а при чеканке крупных, декоративных композиций с большими формами толщина чекана достигает 15—20 мм и более. Такие крупные чеканы при работе держат в кулаке (как зубило). Иногда для выколотки высоких больших форм применяют деревянные чеканы.
При чеканке объемных, полых изделий (сосудов, скульптур и т. п.) для выколотки отдельных участков формы изнутри применяются длинные изогнутые чеканы — так называемые «крюки» и «трещотки». Они представляют собой массивные стальные стержни, изогнутые под прямым углом. Рабочие концы крюков делаются то более плоскими и округлыми, то более узкими и острыми, но все же притуплёнными, чтобы не прорывали металл. Такие же формы и у концов «трещоток».
Кроме чеканов чеканщик применяет молоток. Современная, специфическая форма чеканного молотка выработалась в процессе многовекового усовершенствования и отбора. С одной стороны он имеет плоскую поверхность (квадратную или круглую) для нанесения удара по чекану, а с другой стороны шарообразный пли полукруглый конец — для выколотки углублений в листовом металле. Особенностью чеканных молотков является также специальная форма их рукояток и насадка. Рукоятка слегка плоская, изогнута и утолщена к концу. Такая форма легко и удобно ложится в ладонь и не утомляет руку при многочасовой непрерывной работе.
Подсобные материалы и приспособления, употребляемые при чеканке:
- смола — для закрепления листового металла при его обработке. В ее состав входят искусственные смолы (от перегонки нефти) или естественные (смолы хвойных пород — ели, сосны) с добавлением наполнителя. В качестве наполнителя используют мелкую сухую землю, старую горелую формовочную смесь, сухую охру, золу и другие вещества. Чем больше процент наполнителя, тем тверже становится смола. Для больших вязкости и мягкости смолы к ней иногда добавляют воск (до 5—10% от общего объема), а для больших клейкости и прочности — канифоль;
- мешки из прочной ткани (брезент), наполненные песком и зашитые, используют при выколотке рельефа для ускорения работы. Но выколотка на мешках не дает точных контуров: она является только подготовительной операцией и обычно требует дополнительной обработки на смоле;
- листовая резина и листовой свинец, используемые так же, как и мешки с песком, для обработки отдельных участков на чеканном листе преимущественно при мелких работах. Иногда вместо резины используют войлок;
- стальные, чугунные и каменные плиты или деревянные доски — для выравнивания фонов и плоских чеканок; приспособления для насмолки и отжига — паяльные лампы, кузнечные горны, специальные электронагревательные устройства для насмолки;
- приспособления для очистки — ванны с травильными растворами и отбелом, крацевальные и шлифовочные станки, пескоструйные установки;
- ящики (доски) и котелки для насмолки плоских и объемных чеканок;
- тиски (стуловые) — для зажима крюков (трещоток) при работах по выколотке объемных форм изнутри;
- приспособления для варки и наложения смолы. Для варки применяется котел с электрическим подогревом. Нагрев открытым пламенем нежелателен, так как смола легко вспыхивает и горит, а горелая смола теряет свои пластические свойства и для ответственных работ непригодны. Для наложения на доски (ящики) и разравнивания смолы применяется специальный скребок;
- слесарный инструмент: ножницы для резки металла, плоскогубцы для подгибания углов и краев листа при насмолке, кузнечные клещи для захвата чеканки при отжиге, напильники, надфили и рифлевки для нанесения фактуры и опиловки краев ажура при просечных работах.