http://techno.x51.ru/ - Технологии, секреты, рецепты   
 

Металлопластика.

Просмотров: 36320
Материалы по теме:
Басма.Технология чеканки.Общие сведения, инструменты для чеканки.

Металлопластика - это один из древних видов художественной обработки металлов. Художественные произведения, выполненные в технике металлопластики, по своему внешнему виду напоминают чеканку из листа, но, по существу, значительно различаются — прежде всего толщиной листового металла. Для чеканки используют листы толщиной от 0,5 мм и более, а для металлопластики применяется фольга или тонкие листы толщиной до 0,5 мм. Наиболее часто употребляемые — от 0,2 до 0,4 мм. Более тонкие листы легко прорываются, а более толстые трудны в работе, так как требуют значительных усилий для деформации и применяются только для крупных декоративных произведений, не требующих детальной проработки формы.

Однако главное отличие металлопластики от листовой чеканки заключается в самом технологическом процессе и в наборе инструментов. При чеканке форма образуется за счет удара молотком по чекану, а при металлопластике используется специальный инструмент:

  • линейник, или контурная стека, для выдавливания контура рисунка. Для проведения тонких линий применяется линейник с диаметром рабочего конца 1 мм, более широких — 2—3 мм. Конец должен быть закруглен и хорошо отполирован;
  • стеки давильные различной формы: плоская узкая (для выдавливания узких линий); плоская широкая (гладилка для выравнивания фона);
  • выдавка конусная — ее концом выдавливают узкие канавки, кроме того, выдавка конусная служит для выдавливания углублений различной формы для вставки камней; выдавки шарообразные — с шариком (различного диаметра) на рабочем конце — для проведения кривых, спиралей, а также выдавливания круглых углублений;
  • пуансоны различной формы для обработки фона (нанесения фактуры).

Из вспомогательных инструментов необходимы:

  • толстое стекло размерами 20X30 см (для мелких и средних работ);
  • кусок линолеума такого же размера;
  • мягкие подкладки из войлока, драпа, фетра или сукна;
  • деревянная доска (для просекания на ней отверстий пробойником или кольцевым просечником).

Работа начинается с отжига металлической заготовки (оловянные заготовки отжига не требуют). Отрезанную от листа заготовку осторожно нагревают до слабо бурого каления и медленно охлаждают. Цинковую пластинку бывает достаточно отжечь один раз перед началом работы, а медь, латунь, жесть, а иногда (при сложнопрофилированных работах) и алюминий приходится отжигать в процессе работы два-три раза.

Рисунок предварительно выполняется на бумаге в натуральную величину в линейной (контурной) манере, затем снимается на кальку и в перевернутом зеркальном изображении переводится через копирку на металл. Появившийся на металле после отжига налет окиси хорошо воспринимает рисунок. Если он все же плохо виден, то пластинку следует предварительно загрунтовать жидким раствором белой акварели или гуаши и затем переводить на нее рисунок. Можно рисунок нарисовать от руки на пластинке карандашом.

Сам процесс металлопластики обычно начинается с обводки рисунка линейником (контурной стекой). Для этого кусок обыкновенного желтого гладкого линолеума прикрепляют к столу кнопками и, положив на него пластинку с нанесенным на нее рисунком, обводят по всем линиям линейником, выдавливая канавку на необходимую глубину. Затем пластинку переворачивают лицевой стороной кверху и на линолеуме той же стекой параллельно контуру, отступая на 1 мм, проводят вторую линию (дубль-контур). Затем пластинку переносят на стекло иу положив лицевой стороной кверху, широкой стекой (гладилкой) выравнивают фон вокруг рисунка. После этой операции рельеф увеличивается и рисунок ясно выступает над фоном.

При выполнении более сложных по рельефу композиций выдавливание ведут последовательно, начиная с тех элементов рельефа, которые должны иметь наибольшую высоту и после каждого выдавливания (подъема) рельефа на линолеуме производят выглаживание фона на стекле.

Применение металлопластики очень разнообразно: можно декорировать всевозможные предметы для интерьера. Особенно хорошо металлические рельефы сочетаются с деревом. Тонируя металл, можно добиться гармоничного сочетания цвета и фактуры дерева. Готовый рельеф заполняется специальной мастикой, чтобы он не помялся (состав мастики, вес. ч.: канифоли — 30, воска — 2, стеарина — 2), или гипсовым раствором. Можно также применять обыкновенную оконную замазку. К деревянной основе рельеф прикрепляется мелкими гвоздиками по краям или сажается на клей.

Другие материалы:

Рейтинг@Mail.ru
счетчик посещений homepage counter