Принцип работы асинхронного двигателя
Сначала предположим, что ротор двигателя находится в состоянии покоя. После подключения обмотки статора трехфазного асинхронного электродвигателя к сети возникает вращающееся поле. Постоянный, но вращающийся поток Ф, показанный на рис.1, пронизывает стальной сердечник статора, воздушный зазор и стальной сердечник ротора двухполюсного асинхронного электродвигателя, причем вращается с синхронной частотой n. Как и в трансформаторе, две обмотки асинхронного двигателя связываются между собой магнитным потоком Ф. Из-за сращения постоянного потока здесь достигается такой же эффект, как при переменном потоке в трансформаторе. Электродвигатели асинхронные, в отличие от трансформатора, имеет маленький воздушный зазор (между статором и ротором) и поэтому ток холостого хода больше, но он ничего не изменяет в принципе работы асинхронной электрической машины.
Рис.1. Двухполюсный трехфазный асинхронный двигатель |
Вращающееся поле наводит в обмотке ротора асинхронного электродвигателя ЭДС с частотой f2, которая равна в состоянии покоя частоте тока в сети, т.е. f2=f. Эти ЭДС могут быть измерены в двигателе с контактными кольцами при неподвижном роторе.
ЭДС вызывают в короткозамкнутой обмотке ротора токи, которые, взаимодействуя с магнитным полем, являются причиной возникновения электрических сил и обусловливают появление момента вращения ротора. Этот момент вращения имеет то же самое направление, что и вращающееся поле, захватывает ротор асинхронного электродвигателя в этом направлении вращения и создает его ускорение.
При вращении ротора — в момент разбега с возрастающей частотой вращения — относительная скорость по сравнению со скоростью вращающегося поля постепенно снижается. Однако ротор электродвигателя не может достичь синхронной частоты вращения поля, так как в этом случае в обмотке ротора на наводились бы ЭДС, не было бы тока и не создавался бы момент вращения. В режиме холостого хода асинхронный электродвигатель имеет частоту вращения ротора n, лишь незначительно отклоняющуюся от синхронной частоты вращения nc из-за трения. Разница между относительными частотами вращения nc — n называется скольжением двигателя s, т.е. s=1-(n/nc) или в процентах s=100*(1-(n/nc))%
Таким образом, частота вращения при известном скольжении определяется выражением n=nc(1-s)
В состоянии покоя при n = 0 согласно скольжение s = 1; при синхронном вращении s = 0